ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ


У еврейского народа сложился лунно-солнечный календарь: в основе его лунные месяцы, однако из-за добавления один раз в несколько лет дополнительного месяца, год, содержащий целое число таких месяцев, в среднем примерно равен солнечному году. В период Вавилонского пленения евреи стали соотносить даты основных праздников с сезонами года. Начало нового дня в еврейском календаре приходится на заход солнца. Соответственно, все праздники и, конечно, шаббат (суббота), начинаются вечером предыдущего дня и заканчиваются после заката.

Самыми святыми днями в еврейской религии считаются Судные дни: Рош-а-Шана (Новый Год) и Йом Кипур (День Искупления). Иудейская традиция запрещает работать в эти дни. Среди других значимых праздников – Суккот, Симхат Тора/ Шмини Ацерет, Ханука, Пурим, Песах, Шавуот и др. Все праздники сопровождаются чтением соответствующих глав Торы, особой литургией и ритуалами. Обычай устанавливает также особые правила и блюда праздничной трапезы. Основными чертами является совместное проведение богослужения и церемоний, связанных с праздничной трапезой.

Вот, например, такой праздник, как Шаббат. Каждую неделю отмечается праздник – Суббота (Шаббат), седьмой день недели, в который по Священному Писанию было завершено творение мира и Творец отдыхал от своих трудов. В этот день и евреям заповедано отдыхать и воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как совершение работы. Уже в ранней раввинистической литературе перечислены 39 видов деятельности, которые запрещалось выполнять в Субботу.

Встреча и проводы Субботы сопровождаются обрядами, главные из которых – зажигание субботних свечей, благословения на вино и хлеб (праздничная хала). Подготовка к субботе начиналась в пятницу. Пекут специальный хлеб на Шаббат – халу, кроме того, именно в пятницу обычно пекли и черный хлеб на всю следующую неделю. Провожая Субботу (Авдала – отделение праздничного дня от будничного), вдыхают запахи пряностей или благовоний, которые символизируют аромат заканчивающегося праздника. Благовония находятся в специальных сосудах, называемых бесамим (иврит) или годдес, которые имеют самую разнообразную форму.

Внутренняя жизнь еврейской общины, все аспекты ее повседневного существования регулировались на основании Талмуда – основной книги религиозных законов иудеев.