ЭТНОГЕНЕЗ


Богатая природа издревле привлекала сюда разные племена и этносы. Территория Липецкого края долгое время располагалась на геополитическом перекрестке, оставалась зоной контактов племен, ценностей, образа жизни. К северу находился лесной мир, к югу – степной; восточнее располагались общества, тяготевшие к Уралу, к западу – племена, имевшие связи с древними европейскими цивилизациями.

Лесостепная характеристика региона определила сложную и запутанную историю формирования русского этноса. Впервые отдельные группы славянского населения появляются здесь в III в. н.э., однако лишь в VIII в. они оформляются в крупное племенное образование – донских славян. В археологической литературе с этой группой населения связывается боршевская археологическая культура.

Собственно русское население проникает на территорию Липецкого края в XI в. с территории Подесенья. Близость к степи долгое время не позволяла земледельческому населению прочно освоить просторы нашего региона, так как существовала постоянная угроза их разорения от набегов кочевников. Лишь с установлением монгольского владычества русские поселения быстро распространяются в Верхнем Подонье, однако в конце XIV – начале XV в. эта территория вновь становится безлюдной. Обширная зона между кочевой степью и лесной зоной стала называться «Дикое поле», на него стали претендовать Литва, Крымское ханство и Москва.

В конце XVI – середине XVII в. начинается освоение Дикого поля русским населением. Первоначально богатый природный край осваивался пришлыми промышленными людьми. Их артели занимались бортничеством, рыболовством, охотой. Из-за постоянной угрозы набегов крымских татар эти люди не имели постоянных мест проживания.

В 1635 – 1653 гг. на территории Черноземья строится Белгородская черта – линия разнообразных укреплений, городков и крепостей. Она перекрывает крымские дороги – «шляхи» – и закрепляет Дикое поле за русским государством. Из разных уголков России и Украины сюда съезжаются люди, которые формируют культуру и традиции южнорусского населения. Для строительства крепостей и защиты земель на территорию Липецкого края направляются служилые люди. Вокруг городков группами начинают селиться служилые люди низшего разряда – стрельцы, пушкари и другие. Названия их слобод сохранились до настоящего времени в наименовании сел и городских районов Липецкого края: Стрельцы, Казаки, Сторожевая, Пушкари и т.д. Поближе к городкам основывались небольшие поселки, жители которых во время татарских набегов скрывались за стенами городского острога. Сюда стекаются крестьяне, которые бежали на пустующие южные земли. С появлением помещичьих владений количество зависимых людей значительно увеличивается. Состав населения стал очень сложен и пестр, что привело к формированию локальных этнических групп. Прежде всего, это однодворцы (потомки служилых людей), помещичьи и монастырские крестьяне, среди которых выделялись горюны, цуканы, саяны. Отношения между ними были не всегда дружелюбными.

Также этнография свидетельствует о складывании локальных традиций, объединявших несколько сел или более крупные территории. После губернской реформы Екатерины II возникают особенности отдельных административных единиц. Образованная в 1954 г. Липецкая область объединила не только территории, но и традиционную культуру пяти губерний – Тамбовской, Воронежской, Орловской, Рязанской и Курской. В результате, несмотря на близость населения и схожесть основных характерных черт, в регионе бытуют многочисленные специфические особенности быта, костюма, обрядов и традиций.

Стоит признать, что среди народов России одним из наименее изученных остается русский этнос. Большую роль в жизни великорусского крестьянина играла православная вера. С приходом советской власти начинается борьба с христианством и уничтожение всей сложившейся многовековой традиционной культуры русского населения, что на длительное время затормозило его полноценное изучение.

К настоящему времени сохраняются лишь некоторые элементы традиционной жизни. Они стали постепенно исчезать с середины XIX в., когда началось постепенное размывание народной культуры городскими традициями. Наша задача – сохранить и приумножить истинное знание о традициях наших предков и достижениях народной культуры.