КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ
И ОБРЯДЫ


Все дела русский крестьянин начинал с молебна, прося у Господа поддержки: будь это начало сева или обед в крестьянской избе. Именами святых называли рожденных детей, строили храмы всем миром. В народных традициях было посещение святых мест, таких как, к примеру, Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.

Несмотря на тяжелую трудовую жизнь, год русского крестьянина был заполнен праздниками, обрядами и играми, преимущественно связанными с православными праздниками. Нормы требовали обязательного участия в этих мероприятиях всего населения, особенно жестко это касалось молодежи. Иначе можно было оказаться вне коллектива.

Большинство праздников русского населения было приурочено к датам церковного календаря и связано с православной верой. Обязательно отмечались двунадесятые церковные праздники, посвященные событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. В каждом селе отмечались престольные праздники, которые были посвящены святому, во имя которого освящен местный храм.

Главное занятие русского человека — земледелие, и многие праздники были связаны с магическими действиями для достижения богатого урожая. Кроме того, важным для земледельческого населения являлось покровительство предков, что выразилось в многочисленных ритуальных действиях. Связь настоящего с прошлым и будущим, жестко устоявшаяся в мировоззрении человека традиционного общества, позволяла спокойно относиться к жизни и смерти и четко понимать свое место в мире. В сравнении с современным обществом, окруженным благами цивилизации, люди прошлого были гораздо жизнерадостней и психологически устойчивей, проживали короткую, но насыщенную жизнь без стрессов. Годичный цикл календарных праздников позволял ориентироваться во времени, определять сроки земледельческих работ, ощущать поддержку общества, связь с природой, реальным и потусторонним миром.

Наиболее ярко на территории Липецкой области представлены праздники святочного и троицко-русальского периода. Именно тогда, зимой и весной, требовалось совершить ритуальные действия для получения богатого урожая летом и осенью.

Святочный период длится с 7 по 19 января. В это время на нашей территории широко был распространен обычай колядовать, кликать авсень и христославить. Во время обхода дворов колядовщики меняли свое обличье, стараясь остаться неузнанными. Тем самым они получали статус пришельцев с «того» света. Хозяева должны были щедро одаривать участников обхода дворов, иначе им грозили неурожай и беды. Разумеется, на Святки осуществляли гадания, рисовали кресты на дверях, купались в крещенской воде. В Липецком крае широко представлены святочные бесчинства молодежи.

Интересным обрядом является обычай «жечь пурину» или «греть ножки покойникам» на Святки. До сих пор в некоторых селах люди собираются семьями и жгут солому, «штобы на том свете им (покойникам) тепло была».

Ярко и празднично праздновался приход весны. Пеклось обрядовое печенье — «жаворонки», которыми дети обменивались, бегали с ними по полям, бросали на скирды, гадали. При этом ребята пели песенки-заклички, призывающие птиц и весну.

Главным праздником в году для русского населения являлась Пасха. В этот день, по мнению жителей нашего края, надо было похристосоваться не только с живыми, но и с мертвыми. Широко распространен был обычай обходить дворы, красить яйца, катать их, соревнуясь друг с другом.

Красивые обрядовые действия проводились на Троицу (50-й день от Пасхи). В этот день церковь и дома украшались зеленью — ветками березы, клена, свежескошенной травой.

Девушки завивали и развивали венки, гадали с ними. Они ходили по селу, пели, плясали под звон косы. Ярким обычаем является традиция рисования разноцветным песком, наиболее сохранившаяся в некоторых селах Добровского района Липецкой области. При этом использовали разноцветный песок, которым составляли геометрические орнаментальные изображения, связанные с аграрными символами.

Через неделю после Троицы осуществлялись проводы русалки. Во время этого обряда имитировали похороны русалки, которую изображали в виде травяной куклы и причитали по ней. Часто, переодевшись в комических персонажей, русалку водили по селу под звон косы или игру на гармони, шумели. В итоге кукол хоронили на кладбище или бросали в ржаное поле, сажали на ветки деревьев.

Цикл календарных праздников у русского населения очень насыщен и интересен. Чего стоит обряд похорон мушек-блошек, которых несли в гробиках-коробках целой процессией во главе с «батюшкой», причитали, а после похорон играли в игры и плясали. Обряд проводился 1 сентября по старому стилю (долгое время эта дата была началом нового года) в связи с окончанием лета и началом осени.

Много других интересных праздников и обрядов совершало в прошлом русское население. Одни из них исчезли, другие бытуют до сих пор, некоторые сильно преобразовались под воздействием городской культуры.