ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ


Традиционные игры — важная часть культурного кода любого этноса. История многих из дошедших до наших дней подобных активностей насчитывает сотни, в иных случаях и тысячи лет.

Стереотип об играх как исключительно детской сфере деятельности, сфере забав и развлечений исследователи подвергают критике. Есть мнение, что многие игры были привязаны к календарному циклу традиционного общества и использовались в его рамках людьми разных возрастов. Разрушение уклада жизни деревни привело к утрате этой связи, уплощению игровой практики и ее исчезновению.

Игровая культура Липецкой области формировалась в период заселения края в XVII—XVIII вв. Очевидно, ее формы были привнесены людьми из разных регионов страны. Элементы этого базиса пока еще можно обнаружить с помощью этнографического исследования.

В регионе отмечено бытование нескольких десятков традиционных игр и их вариаций.

Максимально часто старожилы упоминают лапту. Очевидно, эта игра сохранила компонент календарной обрядности, поскольку играли в нее повсеместно ранней весной, как подсохнет земля. Часто на поле выходили представители разных возрастов.

Еще одной игрой с четкой привязкой к календарной обрядности является «гуло» или катание яиц, практикующаяся строго в пасхальную неделю. Это одна из немногих традиционных игр, имеющая живую практику в области по сей день. Ее форма проста: участники запускают пасхальные яйца с жёлоба на специально подготовленную поверхность. Если запущенное яйцо касается других, лежащих на игровом поле, игрок забирает оба себе.

Второй по частоте упоминаний забавой назовем прятки, которые в Липецкой области назывались «кулючки» или «хоронючки». Близки к ним по распространенности салки и их вариации.

Повсеместно бытовал «клёп», он же «конёк», он же «кляч», в общерусской традиции чаще всего известный как «чиж». Задачей этой активности являются манипуляции с заостренной с двух сторон палочкой (это и есть «клёп» или «чиж»). Игрок посылает этот снаряд в поле ударом биты, противоборствующая сторона должна поймать его на лету либо попасть им в очерченный на поле прямоугольник или лунку.

Стандартной подростковой забавой были ножички, игра на деньги в «расшибец» (пристенок).

В теплое время года играли в «клёк», «попы» — похожую на городки игру, в которой стоящий вертикально на земле предмет (чурбак, жестяная, пластиковая емкость) нужно было сбить палкой с определенного расстояния. Команде противостоит водящий, чья задача — быстро поставить сбитый предмет на место и замаять кого-то из бросавших палки. Собственно городки встречались часто, но не повсеместно, что можно объяснить сложностью изготовления инвентаря.

Интересной летней забавой были «печёнки»: на травянистом лугу собиралась компания, выбирался водящий, которого ставили спиной к очерченному на земле кругу. Пока водящий не видел, что происходит, все присутствующие вырезали в земле ножом по «печёнке» — небольшому куску дёрна. Сделать это нужно было аккуратно, чтобы водящий не заметил следов. По завершении вырезания игроки рассаживались по периметру круга, а водящий ножом начинал выборочно тыкать в землю, стараясь обнаружить «печёнку». Вытащенным из земли куском дёрна нужно было попасть в кого-то из сидящих по кругу игроков, тогда водящим становился он.

Одна из древнейших игр человечества с использованием овечьих, свиных или коровьих костей (надкопытных суставов или астрагалов) также была известна в Липецкой области. Общерусский термин «бабки» при этом не встречается, отмечены названия «шашки» (для коровьих астрагалов) и «барашки» (для овечьих).

Игрой, для которой нужна была недюжинная ловкость рук, были «камушки». Главной задачей было подбрасывать и ловить округлые кусочки камня, которые нужно синхронно держать в кулаке и на его тыльной стороне.

«Шар», «салка» — с таким названием в регионе бытовала одна из старинных игр, которую можно поставить в ряд прародителей хоккея. С помощью палок двум противоборствующим командам нужно было загнать в лунку на поле мяч.

Сегодняшнее состояние традиционных игр Липецкой области во многом синхронно состоянию традиционной культуры в регионе и стране в целом. Уходят из жизни и безвозвратно уносят с собой игровые практики своего детства и юности их носители. Внуки и правнуки не перенимают игр своих дедов и отцов. И если отдельные компоненты традиционной культуры: музыка, костюм, календарные обычаи и прочее — еще имеют локальные позиции, то с игровой культурой все существенно хуже. Живого бытования традиционных игр в последние два десятилетия почти не прослеживается. Изучению, возрождению и популяризации игр Липецкой области посвящен проект «Кубарь» — начинание группы энтузиастов. В его рамках на разных площадках проводятся игры для всех желающих.