ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОМЫСЛЫ


Романовская игрушка. В окрестностях села Романово, недалеко от города Липецка, сформировался народный промысел по изготовлению игрушек-свистулек. Впрочем, собственно игрушками их можно назвать достаточно условно. Из-за больших размеров (до 30 см) они потеряли игровые функции и были скорее украшением в доме, чем забавой для детей. Появление таких изделий объясняется особенностями развития города Липецка в XIX в. На протяжении столетия Липецк постепенно становился популярным курортным городом. В периоды курортных сезонов город наполнялся отдыхающими. Романовские крестьяне, жившие рядом с Липецком, видели нарядных дам, офицеров в мундирах, всадников, отдыхающую публику в колясках, запряженных парой или тройкой коней. В городе проводились ярмарки, куда привозили свои изделия романовские кустари. Вероятно, именно в это время наряду с традиционными глиняными крестьянскими игрушками на базаре в городе стали появляться игрушки, изображавшие барынь, «генералов», всадников, выезды на парах и тройках коней. В творчестве романовских кустарей-игрушечников появилась городская тематика. Эти необычные изделия романовских мастеров были рассчитаны уже на другого потребителя — горожан, обывателей.

Часть игрушек представляет собой фигурки, изображающие дам («барынь») и офицеров («генералов»), по отдельности и парами, генерала-всадника и разные варианты выездов. Для романовских игрушек характерны сложные композиции: «Тройки» — запряжка в три коня, «Пары» — запряжка парой коней и «Водовозы» — возница, везущий бочку в запряжке одним конем. Крупные размеры большинства глиняных игрушек, изображающих животных, усиливают и подчеркивают монументальность, свойственную романовским игрушкам. Почти все игрушки одинаково окрашены в темные (сейчас уже несколько выцветшие) тона охристого, малинового, синего и фиолетового цветов. Они покрывались поверх окраски (анилиновыми красителями) лаком, который мастера готовили сами. После покрытия лаком игрушки расписывались серебристыми и бронзовыми пятнами и полосами, которые выделяли некоторые детали нарядов или подчеркивали налепные декоративные элементы в изображении птиц и животных. Лица фигурок людей покрывали плотной непрозрачной белой краской (белой эмалью), черты лица расписывались черной краской.

Барыни изображены с лицами, которые выполнялись способом оттиска с головок фарфоровых кукол. Этот вид лепных фигур демонстрирует прием изображения лица, весьма распространенный в некоторых промыслах глиняных игрушек и в романовском промысле в начале XX в. По словам гончара и игрушечника, потомственного народного мастера романовского промысла И.Ф. Гункина (ум. в 1997 г.), этот прием у романовских мастеров назывался «печатка». При помощи «печатки» на голове глиняной фигурки выполнялся оттиск, который позволял романовским мастерам без мелкой ручной лепки быстро получать изображение лица.

Типичным образцом подобного изделия в коллекции является игрушка «Генерал в повозке». Это изделие представляет собой сложную композицию. На глиняной пластине прилеплены два коня, окрашенные фиолетовым цветом с подробно выполненной упряжью; за конями помещен возок, в котором сидит «генерал» в мундире с эполетами и высокой фуражкой на голове; лицо выполнено методом оттиска, а черты лица расписаны; нижняя часть фигуры укрыта попоной. Перед «генералом» сидит кучер. Этот персонаж менее значим, чем сидящий в возке «генерал», и его лицо выполнено ручной лепкой.

В подобных композициях-выездах (это традиционные для промысла «Тройки» (запряжка в три коня с седоками), «Пары» (запряжка парой коней с седоками) или запряжка «в один конь») — встречаются два описанных выше типа лепки лица при выполнении фигурок людей. Таким образом, в одной композиции могли сочетаться ранние традиционные приемы и новые, появившиеся на рубеже XIX—XX вв.

Среди романовских игрушек-скульптур есть фигуры, головы которых выполнены способом литья с достаточно точно проработанными деталями, как, например, фигурки с портретными чертами лиц Николая II и Л.Н. Толстого.

Есть более монументальные работы, такие как «Поезд». Это игрушка-свистулька.

Крестьянские игрушки с минимумом деталей, простой архаичной формы, небольших размеров, для которых модулем является ладонь человека, продолжают радовать окружающих, поскольку промысел сохранен и уникален во всей России. Простые крестьянские игрушки романовских гончаров не стали в свое время объектом интереса коллекционеров и музеев, поэтому сегодня в музейных коллекциях они довольно редки. Но именно они, грубоватые и примитивные, по форме стали той основой, на которой впоследствии были созданы известные сегодня романовские игрушки: барыни и генералы, всадники и выезды в упряжке.

Мураевенская вышивка. Северная часть Липецкой области ранее входила в Рязанскую губернию. Одним из забытых промыслов липецко-рязанского порубежья является мураевенская вышивка, получившая название по селу Мураевня Данковского уезда Рязанской губернии (ныне Милославский район Рязанской области). Особенность вышивки в районе села Мураевня заключается в том, что распространённая в крестьянской среде на юге Рязанской губернии она сохраняла старинные мотивы и технику исполнения, присущие более для северорусских земель.

Для мураевенской вышивки характерна белая строчка по мелкой сетке, перевитой белой ниткой. Узорные заполнения просты и традиционны, выполняются в основном настилом, прямой и косой штопкой, воздушными петлями (паутинками), что придаёт узору нарядность за счёт игры плотных и разреженных частей рисунка.

В конце XIX века русская народная вышивка чуть не исчезла и была возрождена стараниями княгини Марии Николаевны Шаховской, владевшей усадьбой в с. Мураевня. В 1880 году была создана школа-мастерская по вышиванию и женскому рукоделию, где местные крестьянки обучались строчевой вышивке как по домотканому холсту, так и по тончайшему батисту и шёлку. В 1885 году изделия мураевенских мастериц впервые были представлены на ремесленной выставке в Москве и завоевали серебряную медаль. В 1900 году Мураевенская вышивальная мастерская кн. М.Н. Шаховской приняла участие во Всемирной выставке в Париже и за драпировку на туалетный столик, вышитую по выдернутому полотну, была награждена серебряной медалью.

Союзницей княгини Шаховской в деле сохранения народного искусства была Ольга Петровна Семёнова — дочь знаменитого путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского. Летние месяцы она проводила в Данковском уезде Рязанской губернии в имении Гремячка, занималась изучением народного быта, собирала народный костюм, вышивки, кружева, деревянные изделия рязанских крестьян.

Предметы, собранные Ольгой Петровной в экспедициях по Рязанской губернии в 1902 — 1904 гг. по поручению Русского музея Императора Александра III, в настоящее время входят в фонды Российского этнографического музея.

Особое внимание в экспедициях уделялось изучению мураевенской вышивки. Собранные О.П. Семёновой старинные образцы служили хорошим пособием для школы-мастерской княгини Шаховской. После революции на базе школы-мастерской была создана артель «Свободный труд». В 1957 году передовые работницы артели изготовили скатерть на Брюссельскую международную выставку. Качество скатерти было признано отличным. В конце 1970-х годов артель перестала существовать.

В 2010 — 2015 годах сотрудниками Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства была проведена экспедиция «Занятия и быт населения Раненбургского и Данковского уездов в конце XIX — начале XX века». В ходе экспедиции для музея были собраны образцы мураевенской вышивки (периода артели), пяльцы, фото артельщиц. Удалось познакомиться с работницами артели (женщинам в настоящее время 75 — 85 лет). Благодаря собранному материалу появилась возможность изучить знаменитую ранее мураевенскую вышивку, пока живы те, кто помнит технологические традиции её выполнения.

Елецкие кружева. На протяжении XIX века кружево все чаще применяется в одежде не только дворянства, но и самых широких слоев населения России.

Одним из самых крупных центров кружевного производства стал Елецкий уезд, где несколько десятков тысяч мастериц плели кружева на продажу.

Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. Елецкие кружева получали разного рода дипломы, медали на Всемирных выставках в Париже, Брюсселе.

Кружевницы Ельца свободно владели парной и сцепной техникой. Они обладали высоким уровнем мастерства и искусства кружевоплетения, которое использовали при выполнении разнообразных изделий. Особенностями елецкого кружева являются необычайная тонкость и изящество узора. Для него типичны очень легкие и воздушные решетки, соединяющие узор, растительные мотивы имеют черты особой прозрачности.

На развитие елецкого кружевного промысла в дореволюционное время повлияли Надежда Александровна Огарева-Стахович, открывшая в с. Пальна-Михайловка школу кружевниц, и Мария Ивановна Колпенская, открывшая подобную школу в своем имении в с. Свишни.

В школы принимались девушкиподростки из бедных крестьянских семей. Они жили на полном пансионе и обучались в течение четырех лет грамоте и искусству кружевоплетения. Самых талантливых учениц направляли учиться в Петербург, в Мариинскую практическую школу кружевниц и коврового ткачества. Паленская школа в Петербурге имела свой кустарный склад, который отправлял в Париж и в другие города Европы изделия елецких кружевниц. Паленская школа специализировалась на производстве кружева типа «валансьен» с решеткой из квадратных ячеек.

Среди ельчанок искусными мастерицами были монахини Знаменского монастыря, где кружевоплетением занимались более 200 монахинь.

Там изготовлялись «сколки» и принимались заказы на кружева для украшения церквей, одежды священнослужителей, а также на штучные изделия из серебряных и золотых нитей даже для императорского двора.

В настоящее время познакомиться с елецким кружевным промыслом можно в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства, в музее народных ремёсел и промыслов города Ельца, в музее «Елецкие кружева» Е.П. Крикунова и на фабрике НХП «Елецкие кружева».