ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ


Песенный фольклор Липецкой области представляет собой пёстрое лоскутное одеяло локальных традиций, сотканное в середине XX века из районов Рязанской, Орловской, Воронежской, Тамбовской и Курской областей. Территория заселялась жителями из разных мест — это и определило характер традиции, относящейся к вторичному формированию. В этом заключается сложность обобщения и описания песенного фольклора Липецкой области. Для детального изучения песенного наследия требуется рассматривать специфические особенности музыкальной традиции через локальные зоны.

В целом музыкальный фольклор Липецкой области относится к южнорусской песенной традиции. Об этом свидетельствует наличие общих черт:

• ослабление роли календарных песен;

• выделение хороводных песен как централизующего компонента песенной системы;

• сближение свадебных песен с хороводными;

• преобладание функционального двухголосия.

• К местным специфическим особенностям Липецкой традиции можно отнести:

• небольшой удельный вес широкораспевных песен в системе песенной традиции;

• вторичное приурочивание песен;

• отсутствие устойчивой хореографии в народных песнях;

• доминирование вокально-инструментальных форм в иерархии жанров на современном этапе;

• влияние инструментальной традиции на исполнительский стиль.

Внутренняя структура жанровой системы в настоящее время выглядит следующим образом: свадебные песни, протяжные, хороводные и плясовые, страдания и частушки, календарные песни, духовные стихи, детский и материнский фольклор. Эта иерархия не отражает подлинной картины соотношения жанров (по причинам интереса собирателей, степени сохранности материала).

До недавнего времени звучали, играли и плясали наши этнографические коллективы, известные как в области, так и за её пределами: «Птахи» из с. Волчье Добровского района, сводный ансамбль сёл Дёмкино и Колыбельское Чаплыгинского района, «Русь возрожденная» с. Перехваль Данковского района, ансамбль из с. Вешаловка Липецкого района... Из экспедиционных материалов: репортажей, аудиозаписей и фотографий — мы узнаём о некогда существовавших во многих наших сёлах ансамблях, хорах, например, из сёл Отскочное Хлевенского района, Ламское Становлянского района, Зенкино Чаплыгинского района, Товаро-Никольское Липецкого района, Головинщино Лев-Толстовского района и др.

В настоящий момент на территории Липецкой области мы наблюдаем почти угасшую песенную традицию. Об этом говорит и репертуарный список, и качество местных ансамблей. Обрядовый репертуар уже фактически отсутствует, имеются скудные упоминания о свадебных песнях, календаре. Современное состояние традиции Липецкой области — это яркий пример замещения архаичных форм фольклора более поздним инструментальным слоем, оказавшим влияние на весь жанровый состав фольклора. В то же время благодаря распространению на территории Липецкой области елецкой рояльной гармони мы получили огромное количество разновидностей частушечных форм. Популярность гармошки наложила отпечаток и на исполнительскую манеру певцов — пронзительное звучание гармони провоцирует исполнителей на звонкую, немного резкую подачу звука, часто в предельно высоких тональностях, что в некотором роде представляет собой соперничество между голосом и инструментом.