МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА


Перечень традиционных инструментов, бытующих в музыкальной культуре Липецкой области, достаточно широк — это елецкая рояльная гармонь, хроматическая гармонь, гармонь русского строя, балалайка, мандолина, семиструнная гитара, жалейка, бубен, ложки, а также инструменты простейшего типа: коса, заслон, свистушка из лозины, глиняная свистушка, пастуший рог и т.д. Некоторые инструменты изготавливались фабрично и были распространены по всей России: хроматическая гармонь, балалайка, мандолина, семиструнная гитара. Другие имели локальное распространение и изготавливались на территории Липецкой области: рояльная гармонь, жалейка из тростника, инструменты простейшего типа.

Весь традиционный инструментарий мы можем разделить на три условные группы. Во-первых, инструменты, появление которых в музыкальной культуре русского населения невозможно обозначить точными хронологическими рамками. Это жалейка из тростника, пастуший рог из коры лозины, охотничий рог, глиняная свистушка, свистушки из ветки лозины и другие инструменты простейшего типа. Во-вторых, более поздние музыкальные инструменты, вхождение которых в традиционную культуру можно относительно точно обозначить. Это балалайка, упоминания о которой появляются в исторических источниках с конца XVII в.; хроматическая гармонь, елецкая рояльная гармонь и гармонь русского строя, возникшие в конце XIX в. Третья группа инструментов пришла в деревенскую среду из городской культуры России или других стран в XVIII в.: мандолина и семиструнная гитара.

Музыкальные инструменты разделяются также по своей функциональной роли: одни использовались именно как музыкальные инструменты для обслуживания различных сфер жизни крестьянской общины (свадьбы, гуляния, праздники и т.д.) — это гармонь, балалайка, мандолина, семиструнная гитара; другие, например, пастуший рог, охотничий рог, колотушка употреблялись как сигнальные инструменты, третьи использовались в качестве детской забавы — свистушки из ветки лозины, глиняные свистушки и т.д.

Елецкая рояльная гармонь — инструмент, родившийся на территории Липецкой области и до сих пор находящийся в живом бытовании. Ее конструкция, звукоряд и особенности игры отражают традиционное музыкальное мышление населения нашей области. Основной тип инструмента, бытующий в настоящее время, — это «шестипарка без полутонов» — диатоническая однорядная гармонь с шестью парами бас-аккордов. Кроме того, существует еще большое количество разных конструктивных вариантов рояльной гармони, отражающих пути развития музыкальных возможностей этого инструмента.

Гармонь-хромка, гармонь русского строя и другие виды гармоник, бытовавшие на территории Липецкой области, по своей конструкции не отличаются от общерусских вариантов. Однако репертуар, приемы и манера игры достаточно ярко выделяют Липецкую инструментальную музыку на фоне других традиций.

Балалайка, один из популярнейших инструментов крестьянского населения Липецкой области, имеет несколько разных вариантов конструкции и настройки. Инструменты делятся на покупные (фабричные) и самодельные. Самодельные балалайки могли как копировать фабричную конструкцию, так и иметь другую форму — круглую, либо треугольную, но плоские с верхней и нижней декой. Основная настройка инструмента была по мажорному трезвучию так называемый «гитарный» или «деревенский» строй. Встречаются эпизодические упоминания о бытовании «минорного» строя (минорное трезвучие) и «балалаечного» строя (квартовый строй). Количество струн колебалось от 3 до 6 за счет унисонного удвоения основных струн балалайки.

Мандолина и семиструнная гитара во многом прошли похожий путь в традиционной музыке. Приобретя популярность в XVIII в. в городской культуре России, они постепенно вошли в сельскую музыкальную культуру. Сохраняя свои конструктивные особенности и настройку, они были приспособлены к исполнению местного репертуара — в основном частушечных и танцевальных наигрышей.

Бубен является достаточно редким инструментом в Липецкой области. Играют на нем в ансамбле с гармонью. Основной способ звукоизвлечения — это удар разными частями руки по натянутой мембране инструмента.

Жалейка из тростника — инструмент уже полностью вышедший из живого бытования. Конструктивно представляет собой трубочку из тростника с вырезанным на стволе «язычком» и 2-5 игровыми отверстиями. Изредка может присутствовать раструб из коровьего рога или коры лозины. Большое количество инструментов простейшего типа изготавливалось из природных материалов и простых подручных средств и предназначено либо для сопровождения трудовой деятельности (пастьбы скотины, охоты), либо для игры.

Основной репертуар составляют традиционные частушечные наигрыши. Они делятся на две категории — наигрыши под пляску (Матаня, Барыня, Русского, Цыганочка, Елецкого, Колчака, Семеновна, Досада, Канарейка и др.) и наигрыши, исполнявшиеся стационарно или на ходу (разнообразные виды Страданий).

Второй, менее значительной, частью репертуара являются танцевальные наигрыши Краковяк, Падеспань, Тустеп, «Светит месяц», различные вальсы, Полька и т.п. И третья по величине группа — это песенные наигрыши: «Во кузнице», «Самара-городок», «Хасбулат удалой», «Златые горы», «Последний нонешний денечек», «Вы не вейтеся, черные кудри», «Коробейники» и некоторые другие поздние традиционные песни и песни советского времени.

Традиция ансамблевой игры до настоящего времени существует в среде традиционных музыкантов. Инструменты могут соединяться в ансамбли в самых разных сочетаниях, однако можно наблюдать несколько наиболее устоявшихся составов. Это однородные ансамбли из 2-4 балалаек или гармоник, либо смешанные ансамбли из балалайки, семиструнной гитары, мандолины, гармони.