ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ


Современные таджики считают себя носителями и хранителями многотысячелетней традиции, связанной с культурой всего персоязычного ареала. Удивительно, что современный народ так искренне и преданно пытается соблюдать все те обычаи, которые были оставлены предками. Люди верят, что несоблюдение традиций приведет к несчастливой жизни. Особенно это касается таких важных тем, как рождение новой семьи.

Таджикская свадьба не может проходить в одиночестве. Она, как правило, включает большое количество людей. Таджики отличаются особым радушием и гостеприимством. Именно поэтому на брачные церемонии зовут не только самых близких людей, но и знакомых, и даже абсолютно неизвестных людей. Принято считать, что если на брачный союз к таджикам войдет в дом кто-то посторонний, то его обязательно усадят за стол, накормят и напоят. Такое добродушие, теплый прием и открытая душа с сердцем являются важными характеристиками таджикского народа.

Национальные праздники — самая древняя и самая приятная традиция любого народа. И таджики, конечно, не являются исключением. Эта нация, как никакая другая, любит и умеет праздновать, да так весело и зажигательно, что, даже не совсем понимая значения события, просто хочется присоединиться, заразившись задором и энергетикой происходящего. В разных регионах Таджикистана праздник первых подснежников называют по-разному. На Памире — это «Гулгардони», Согдийская область называет действо «Бойчечак», на юге республики для праздника придумано красочное название — «Гули сияхгуш». Но несмотря на различные названия, детвора — главное действующее лицо события, везде отмечает этот праздник совершенно одинаково. Республика Таджикистан — страна гор. Укутанные на зиму толстым покрывалом снега, горы и предгорья очень долго не сбрасывают с себя белоснежные одежды, и лишь первые лучи весеннего солнца способны растопить их, обнажив крохотное чудо — подснежники. Самый первый из ребят, нашедший подснежник, считается настоящим везунчиком. За ним в горы бежит вся ребячья стайка, чтобы нарвать цветов и подарить их матерям, сестрам, учителям — всем женщинам аила как символ возрожденной жизни, символ молодости и красоты. Женщины, принимая подарок, прикладывают цветы к глазам и благодарят Всевышнего за то, что дождались весны, а детвору угощают конфетами, фруктами и выпечкой. Затем в каждой семье готовят традиционный плов.

Торжество является своеобразной подготовкой к Наврузу — главному празднику весны. Именно так называется праздник весны, весеннего равноденствия для всего живого — самый известный праздник персов и других народностей Средней Азии. На нем обязательно устраивают различные мероприятия и игры в духе народных традиций: конные скачки, «бузхкаши» — козлодрание, борьбу силачей, песни, пляски и гуляния. Огромное внимание по традиции уделяется подготовке и оформлению праздничного застолья. Накрывая столы, необязательно подавать только еду, сюда ставят по 7 блюд и несъедобных предметов, названия которых начинаются с букв «с» и «ш». Таким образом, получается 2 стола: «хафтсин» и «хафтшин». Причем, «син» и «шин» — это название «с» и «ш» в алфавите персов, а «хафт» означает «семерку» — священную цифру в зороастризме и исламе.

После весенних подснежников в горах зацветают тюльпаны. Обычно это происходит на исходе весны. В Таджикистане такой праздник называется праздником тюльпанов, или «Сайри Лола», и по времени совпадает со сбором первого урожая, а это означает, что стол просто обязан ломиться от всевозможных яств. Кульминацией праздника являются соревнования в национальном виде спорта — «гуштингири» — своеобразном таджикском самбо.